А. Федотов.Техника театра кукол. Мягкая мимирующая кукла

А. Федотов.Техника театра кукол. Мягкая мимирующая кукла

мимирующая кукла

Мягкая мимирующая кукла пока еще не получила большого распространения, и удачные экземпляры этого типа куклы насчитываются единицами. Применяются они главным образом в эстрадно-концертных номерах.

Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.

Поэтому мягкую мимирующую куклу применяют исключительно для изображения персонажей с мимикой, которую скорее можно назвать гримасничаньем. Так, интересны мимирующие куклы — истерически кривляющийся «Гитлер» (художник В. В. Андриевич) и строящий неимоверные рожи «пьяница» у С. В. Образцова (художник Е. И. Гвоздева).

Материалами для изготовления мягкой мимирующей куклы служат замша, сукно, мягкий фетр, байка и т.п. Опыты с применением резины еще не дали положительных результатов.

Методы изготовления мягкой куклы у разных мастеров различны. Приведем один из них, наиболее детально разработанный, принадлежащий художнику В. В. Андриевичу.

При лепке скульптуры будущей мимирующей куклы рекомендуется исходить из расположения пальцев актера внутри кукольной головы в связи с характером мимики. Наиболее простой способ заключается в том, что большой палец управляет нижней челюстью, средний — носом, указательный и безымянный — надбровными дугами (рис. 78).

Делая скульптуру, с которой потом будет сниматься выкройка, нужно максимально обобщить форму, так, чтобы она состояла из ряда геометрически правильных поверхностей, имеющих при сопряжении четкие границы.

Затем со скульптуры снимают выкройки. Края их должны точно совпадать с краями той поверхности, с которой эта выкройка снимается.

Необязательно снимать выкройки с каждой поверхности в отдельности. В некоторых случаях при снятии выкройки две или несколько поверхностей могут быть объединены вместе (рис. 79).


Нижняя челюсть скульптуры отрезается, и выкройка снимается также с внутренней стороны рта. Затем выкройку кладут на материю, точно обводят мелом или карандашом и вырезают из материи, прибавляя на шов. После того как материя сшита, швы разглаживаются на обе стороны.

В местах, где требуется большая жесткость, например во внутренней части рта, подкладывают холст.

Внутри головы пришивают патронки для пальцев актера, управляющих мимикой куклы. Патронки лучше всего делать из подвязочной резины, сшивая ее трубкой. Чтобы установить места расположения патронок, нужно надеть их на пальцы, вставить руку в голову куклы и приметать патронки. Затем голову выворачивают наизнанку, и патронки пришивают.

Окончательную форму голове придают, ушивая складки нитками и подбивая ватой провисающие места (рис. 80).

«Голубой огонёк» 1966 года, посвящённый 8-му марта.
Интермедия Марты Цифринович «Венера Михайловна Пустомельская. Лекция о роли женщины в очеловечивании мужчин».

Добавить комментарий