Книги Просперо. Режиссер: Питер Гринуэй

Книги Просперо. Режиссер: Питер Гринуэй

Просперо

/Peter Greenaway/

В ролях: Джон Гилгуд/John Gielgud/, Майкл Кларк/Michael Clark/, Мишель Блан/Michel Blanc/, Эрланд Джозефсон/Erland Josephson/, Изабель Паско/Isabelle Pasco/, Том Белл/Tom Bell/

1991г.

 

«Книги Просперо» Питера Гринуэя оригинальная интерпретация первоисточника – почти все диалоги в фильме принадлежат Гилгуду, играющему Просперо. Кроме того, почти все действие сопровождается неким миметическим балетом из обнаженных мужчин, женщин и детей. Венчает все блестящая работа художников-постановщиков Бен Ван Оса и Яна Рулфса и оператора Саши Вьерни. «Книги Просперо», снятые по шекспировской «Буре» (весьма странная пьеса в наследии английского гения), представляют собой, необычную версию классики — истории о миланском герцоге Просперо, отправленном своим братом-противником в открытое море и оказавшемся на острове вместе со своими полуволшебными книгами и маленькой дочерью. Гринуэй решает сразу несколько проблем, наделив Просперо полномочиями Шекспира. Он абстрагируется от необходимости следовать сюжету оригинала, он делает текст лишь одной из составляющих действия. И он передает работу с шекспировским стихом в руки достойнейшего. Лучшего выбора, чем Гилгуд, он вряд ли мог сделать. Актеру тогда было уже 86, но его голос в » Книгах Просперо » — не просто голос, а мощный режиссерский инструмент. Гилгуд мечтал организовать съемку фильма по «Буре» много лет, пытался привлечь к проекту Куросаву и Бергмана. Неудивительно, что он сыграл так, как будто на кону стояла вся его актерская репутация. Для Гринуэя 24 книги Просперо более важны, чем сам Просперо. Их тематика безгранична — это книга воды, книга движения, книга любви, книга игр и так далее. Оживающие на их страницах образы создают свой отдельный мир, в котором есть место всему, что может взволновать и затронуть человека. Художественное образование Гринуэя здесь реализуется с особенной силой, подкрепленное новейшими средствами компьютерной графики. Образы книг Просперо технологически органично вплетаются в тот интерьер, который символизирует развитие сюжета. Роскошный видеоряд, создаваемый режиссером, является самостоятельной ценностью, как минимум равнозначной шекспировскому тексту. В сочетании с неоклассической музыкой Майкла Наймана гринуэевское рококо (если это рококо) может вызвать неодолимую идиосинкразию. Все критики в один голос твердят о засилии голого тела в фильмах Гринуэя. В «Книгах Просперо» массовая обнаженка (с участием десятков натур, которые фигурируют в кадре ежеминутно) — это самый натуральный ренессасный пир плоти, причем даже то слабое прикрытие, которое имеют некоторые тела, оформлено в стиле живописи Возрождения. Однако для современного зрителя в этом есть элемент определенного сюрреализма, особенно в сочетании с диковинными предметами и интерьером, которые в фильме доминируют. Первые кадры фильма просты и символичны: падают капли воды. Как известно, монотонно каплющая вода порождает гипнотический эффект. И, хотя капли будут падать недолго, фильм от начала до конца — растянутый сеанс гипноза, и лучше этому не противиться, потому что погрузиться в предлагаемый Гринуэем транс — хороший способ воспринять то, что он снимает.

Награды
Британская академия, 1992 год
Номинации (1):
• Лучшие визуальные эффекты
Венецианский кинофестиваль, 1991 год
Номинации (1):
• Золотой лев

Добавить комментарий