Ян Шванкмайер

Ян Шванкмайер

Ян Шванкмайер (чешск. Jan Švankmajer; род. 4 сентября 1934, Прага) — чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Представитель экспериментального кинематографа. Автор сюрреалистических мультфильмов, скульптур, тактильных поэм. Крупнейший из чешских режиссеров

Возможности диалога

Et Cetera

Тьма, Свет, Тьма

Бах, фантазия соль-минор

Квартира

Еда

Ян Шванкмайер родился 4 сентября в 1934 году в Праге, где проживает и поныне. Творческий путь начал в 1950 у стен Института Прикладных Искусств, а затем продолжил в Пражской Академии Искусств на отделении кукольного мастерства.й Вскоре организовал Театр Масок, откуда его путь напрямую пролег в знаменитый театр Laterna Magika, где Ян представил свои первые кино-изыски.Работал как художник в пражских театрах «Семафор», «На забрадли», «Чиногерни клуб», на киностудии «Баррандов» и в «Латерне Магике». В это время пишет манифест нового прикладного искусства «Магия предметов» (Magie pfedmetu), призывая вернуть «иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека».
В 1970 году он встретил Вратислава Эффенбергера, ведущего теоретика Чешской Сюрреалистической Коммуны, к которой Шванкмайер вскоре присоединился и чьим участником значится до сих пор. Свой первый фильм Шванкмайер снял в 1964, и более чем за 30 лет заслужил репутацию самого передового аниматора нашего времени. Влияние его работ по-прежнему остается бесспорным для многих мировых гениев кино — от Тима Бертона до братьев Квай.
К 1982 году с короткометражной лентой «Возможности диалога» его непревзойденный стиль — смесь пластилиновой анимации с приемами гиперреализма — достиг апофеоза. Фильм стал призером многих международных фестивалей и был запрещен к показу в Чехословакии. «Последний трюк» был первым фильмом театральной трилогии. Следующие две ее части — «Гробики» (награжденные «Золотым дукатом» за самый оригинальный короткометражный фильм на МКФ в Мангейме и призом Й. Штернберга, лично врученным начинающему кинематографисту знаменитым режиссером), и «Дон Жуан» — появляются с разрывом в несколько лет (1966 и 1970 соответственно).
Созданная после дебюта — виртуозно синтезирующая музыку и изображение — лента «И.С. Бах: фантазия соль-минор» (спец. пр. на МКФ в Каннах), в которой близость человека лишь ощущается, становится одной из самых известных и глубоких экзистенциалистских работ художника. Но она никак не предрекает появления в 1967 г. первого сюрреалистического фильма режиссера, игровой короткометражной черной комедии «Сад» о заурядном кролиководе, который окружает свои деревья забором, используя вместо планок людей, на которых ему удалось собрать компромат. Основные темы творчества режиссера — страх, боязнь замкнутых пространств и сопровождающая все его работы тема манипулируемос-ти — навеяны личными фобиями и общественно-политической ситуацией в социалистической Чехословаки.
Но временами фильмы Ш. больше напоминают жесткие логичные схемы, как это было в фильме «Et cetera». Картина, состоящая из трех частей — «Крылья», «Бич» и «Дом», — демонстрирует три схемы, по мнению Ш., определяющие человеческую жизнь: абсурд мечты, абсурд власти и абсурд собственности С 1973 по 1979 гг. Ш. занимается преимущественно экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями, и используя все ранее найденное художниками, так или иначе обращавшимися к тактильному искусству (Э. По, С. Дали, Г. Аполлинер, Маринетти, М. Дю-шан).Это фильмы ужасов 80-х гг. («Гибель дома Ашеров», «Возможности диалога», «В подвал», «Колодец, маятник и надежда» и др.) и образцы тактильной литературы в форме поэмы «Как прикосновение дохлой жабы» (Jako dotek zdechle ropuchy) и нарушающих основные табу сценариев «каннибальских» фильмов «Синяя борода» (Blede-modrovous) и «Нигде никого» (Nikde nikdo).
В 1987 режиссер завершил свой первый игровой фильм «Алиса», непревзойденную сумасшедшую и подрывную версию «Алисы в Стране Чудес».

АЛИСА АЛИСА

АЛИСА
АЛИСА

АЛИСА
АЛИСА

Режиссер: Ян Шванкмайер /Jan Svankmajer/

В ролях: Кристина Кохоутова /Kristyna Kohoutova/

Объединяя методы мультипликации и живого действия,
чешский аниматор Ян Шванкмайер создал шедевр кино, поразительно интерпретировав первоначальную идею классического
рассказа Льюиса Кэррола.1988г.

Алиса

«Чудесница» Алиса позволила ему оторваться от своих анимационных корней в сторону «живого» игрового кино.

В 2000 году на свет родилась очередная работа Мастера — его знаменитое «Полено», экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем пути.

Полено (фрагмент)


Участник Берлинского, Каннского, Венецианского и Роттердамского кинофестивалей.

Ян Шванкмайер, Роттердам

январь 2001

Добавить комментарий