Джорджо Стрелер и театр «Пикколо»

Джорджо Стрелер и театр «Пикколо»


Джорджо Стрелер (Giorgio Strehler) (1921–1997) — итальянский режиссер и актер.


В 1947 вместе с Паоло Грасси организует первый в Италии стационарный театр – «Пикколо театро ди Милано», который вскоре становится одним из лучших театров Европы. Руководил им до конца своей жизни (но дважды уходил с поста художественного руководителя из-за разногласий с городской администрацией).

Театр открылся 14 мая 1947 пьесой Горького «На дне» в постановке Стрелера. Он сыграл роль Алексея. Вторым спектаклем стала комедия Карло Гольдони «Арлекин – слуга двух господ», в котором были возрождены дух и приемы игры комедии дель арте. Спектакль стал символом театра, он имеет уникальную, единственную в своем роде судьбу – живет, постоянно возобновляясь и обновляясь. Существует девять версий этого спектакля, который остается в репертуаре театра и по настоящее время. До 1961 роль Арлекина исполнял великий актер Марчелло Моретти, а после его смерти с 1963 и до настоящего времени – Ферруччо Солери. С этим спектаклем «Пикколо театро» объездил весь мир.

Стрелер – один из самых интересных и тонких театральных режиссеров второй половины 20 в. В его творчестве соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр. Не являясь первооткрывателем в области театральной формы, он не только аккумулирует идеи, которые носятся в воздухе, собирая все живое, жизнеспособное, новаторское, что рождается в современном театре, но преображает все это, порой до неузнаваемости, в результате чего возникает его театр. Модель его театра при всей своей внешней кажущейся традиционности на редкость гибка и эластична, свободно открывающая путь новым идеям.

«Мы всегда стремились творить такой театр, который мог бы изменить мир», – говорил он.

Среди своих учителей называл Копо, Жуве и Брехта. С Брехтом познакомился в 1955. Поставил более 200 спектаклей, многие из которых стали классикой театра 20 в. Это – Дачная трилогия, Кьорджинские перепалки, Кампьелло Гольдони, Вишневый сад Чехова, Буря, Игра сильных мира сего, Король Лир Шекспира, Минна фон Барнхельм Лессинга, Наш Милан Бертолацци, Счастливые дни Беккета, Гиганты с гор Пиранделло, Трехгрошевая опера, Кориолан, Добрый человек из Сезуана Брехта, Остров рабов Мариво и др. (материал с: http://www.krugosvet.ru)

Все эпизоды из спектаклей на итальянском языке, но в большинстве случаев и без знания языка всё понятно.

Отрывок из легендарного спектакля Стрелера «Арлекин – слуга двух господ»

Спектаклю 60 (!) лет и он пережил 9 разных редакций, сменилось много актеров (только исполнитель Арлекина менялся реже всех). Поскольку эти отрывки и рассказы продолжают творить миф спектакля (многое приходится «домысливать»), стоит прокомментировать также специфику сценического пространства:
Спектакль построен по принципу «спектакль в спектакле». В центре сцены стоит еще одна «сцена» — небольшой помост с висящими позади него задниками-занавесками. Рядом, на стуле сидит суфлер, который периодически подсказывает актерам, которые «забыли» роль. Так же рядом со «сценой» периодически появляются музыканты, сопровождающие некоторые номера, или просто стоят или ходят актеры, ожидающие выхода на «сцену».
Спектакль начинается неожиданно. Суфлер незаметно выходит на сцену и начинает зажигать свечи, поминутно оглядываясь на зал. Зажиганием свечей суфлером будет начинаться каждый акт, и каждый акт (кроме последнего) будет заканчинаться тем, что он их гасит. (из описания одного из зрителей этого спектакля в Санкт-Петербурге, где месяц назад показывали этот спектакль, там же есть фото http://babs71.livejournal.com/52996.html#cutid1)

А вот как выглядит на самом деле скрывающийся под маской Ферруччо Солери, который играет Арлекина с 1963 года (!)

Отрывки из других спектаклей театра «Пикколо»

La storia della bambola abbandonata

La famiglia dell’antiquario

Vita di Galileo

материал подготовила meleagrina на gnozis.info

Добавить комментарий